Предметные конкурсы в школе

Какой звук п?Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П.

Коррекционно-образовательные задачи:


 1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п‘].

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать  навыки звукового анализа и синтеза;

6) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

 Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры; счётные палочки;  пособие «Весёлая азбука».

Ход занятия

I.      Организационный момент:

Логопед: Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).

 

 Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас новым звуком.

II.  Знакомство с новой темой.

 Логопед: Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?

Дети: Да, поможем!

Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки: предметные конкурсы в школе

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Дети: Это Паук.

Логопед: Следующая загадка:

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться,

Собрались все в стайки …. (Птицы)

Дети: Птицы.

Логопед: Продолжаем.

Железные избушки

Держатся друг за дружку.

Одна, с трубой,

Тянет всех за собой. (Поезд)

Дети: Поезд.

Логопед: Молодцы, и последняя загадка:

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)

Дети: Поросёнок.

Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.

Дети: Звук [п].

Логопед: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

 Логопед: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?

Дети: Это согласный звук.

Логопед: Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?

Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий. 

Логопед: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?

Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Онвсегда делает согласные мягкими.

Логопед: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.

IV. Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».

Логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.

Логопед: Молодцы, ребята.

V.  Игровое упражнение «Дополни предложение».

Логопед читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы  оно начиналось на звук [п] или[п‘].

— На огороде выросли красные … (помидоры)

— Мама испекла вкусный … (пирог)

— Мальчик на почте отправил … (письма)

— Полина сняла … (пальто).

 VI. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.

Логопед: Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.

—   П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])

—   Он какой? (Согласный, мягкий)

—   Каким цветом обозначим? (Зеленым)

—   П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])

—   Он гласный или согласный? (Гласный)

—   Каким цветом обозначим? (Красным)

—   Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л] )

—   Он какой? (Согласный, твердый)

—   Каким цветом обозначим? (Синим).

—   И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])

—   Он гласный или согласный? (Гласный)

—   Каким цветом обозначим? (Красным)

—   Ск. всего звуков в слове ПИЛА? ( Всего 4 звука)

—   Ск. гласных? (2)

-Назовите их: ([и],[а])

-Ск. согласных? (2)

—  Назовите их. ([пь, л])

Логопед: Молодцы! Ребята, Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).

Логопед: Проверьте, у всех получилось так как на доске. Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.

VII.  Физкультминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают

И тихо приседают.

(Движения выполняются в соответствии с текстом).

VIII.    Знакомство с буквой П.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п‘] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.

Логопед: Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

Логопед: Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.

Логопед:  Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

Логопед: А теперь,  ребята, откроем тетради и возьмём карандаши. Печатаем букву П в Тетради по образцу.

IX.  Чтение слогов и слов.

Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.

Слова: ПАПА,  ПАУК. (Дети читают ).

X.  Итог занятия.

 Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п‘]  и буквой П.

Логопед: Ребята, чтобы наши друзья —  Пик и Пак не забыли,  какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.

Дети:  Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.

Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.

 Литература:

Интернет – ресурсы: Загадки, физкультминутка.

 Автор: Макарова Елена Васильевна,

учитель-логопед МДОУ детский сад № 5

комбинированного вида г. Валуйки

Белгородской области, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме


Источник: http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-nod-po-obucheniyu-gramote-detej-v-logopedicheskoj-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-zvuki-pp-bukva-p.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Конспект занятия по лексической теме «Домашние животные» в Конкурсы для выкупа сценарий ромашка

Предметные конкурсы в школе Предметные конкурсы в школе Предметные конкурсы в школе Предметные конкурсы в школе Предметные конкурсы в школе Предметные конкурсы в школе Предметные конкурсы в школе Предметные конкурсы в школе