Проза для детей пантелеев

проза

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 годаНо есть ли во Вселенной смысл и справедливость? Ведомо ли Богу значение этих слов – если Богом считать нашу Вселенную?

Я смотрю на тебя. Ты – никто. Несмотря на мнимое могущество, пышные одеяния, выдающихся женщин, окружающих тебя, хитроумные машины – ты червь, ничтожество.

С чего же мне начать мучить тебя? Может, убить прекрасную жену или любимую дочурку? Пожалуй, я отомщу ещё лучше: пусть жена твоя отдастся презреннейшему негодяю, а дочь увязнет в пороках и разврате. Предательство близких друзей, родителей, страны, которой ты гордился и готов был отдать свою жизнь – о, какой огонь! Ты гордишься наукой, своим блестящим умом? Хороший повод обрушить на пустую голову кирпич во время безмятежной прогулки по улице, поразить неисцелимой и позорной болезнью. Пусть ты проведёшь остаток своих дней, прикованный к инвалидному креслу, раздираемый самыми отвратительными страстями – ты, самозваное божество, вздумавшее соперничать со мной.

Со мной! Взгляни на меня!..

Вот он, древний Дракон, с золотыми крыльями, мощными лапами, в которых он победительно держит суть вещей – с саркастической и вызывающей внутреннюю оторопь улыбкой; гремящий чешуей, изрыгающий пламя и дым, непознаваемое, неуловимое, непоколебимое. Человека, оказавшегося к ним лицом к лицу, он погружает в ужас громовым рёвом. И вот, наступает на злосчастный род человеческий, закованный в сверкающие доспехи, вооружившись с головы до пят разнообразным оружием: превращающие весь мир в пустыню грозные вулканы; и ветер, древний убийца; землетрясения, разом убивающие сотни тысяч; возлюбленные аристократы Смерти – губительные болезни; мучительный голод; неурожай, вызванный всеми этими бедствиями. Перед стройными рядами легионов Дракона идут лёгкие войска: тут и терзающая юношей любовная тоска, и вожделения, не отпускающие ни на миг; и боль, снедающая при угасании сил. Все это неумолчно зудит и забрасывает врага снарядами, готовя ловитву для тяжеловооруженных воинов.

Но вот, когда злосчастный сын Адама уже устаёт и готов преклонить голову перед поражающими мечами, самому себе попросить милосердной кончины, Дракон преображается. Ныне он уже не Поражающий и не Властелин Смерти. Дракон стал Милосердным Отцом; опадает золотая чешуя, крылья уходят в плечи – участливо становится перед погибающим в пыли и овевает лёгким ветерком, дарит великолепные закаты и рассветы. И вот уже смеётся юная дева, и обещают налитые груди ночь вдохновенной любви; свежие плоды сулят прохладу иссушённому телу; бедный поэт, прозябающий на чердаке, охваченный вдохновением, творит свои гениальные стихи, входит в круг утончённых и богатых ценителей, получает славу, похвалы; и вот уже человек готов благодарить Бога, он почти уверился в гармоничной Вселенной, как вдруг...

Юлий Максимов. «Дракон, или Ответ на «Тварь» Лачина»

Google

Пользовательский поиск


Главный редактор рекомендует:

Евгений Даниленко
Роман «Лёд»
Юлий Максимов
Рецензия «Дракон, или Ответ на «Тварь» Лачина»
Ольга Шипилова
Рассказ «Реск»
Русская миссия
Статья «Чем хуже, тем лучше: США объявили санкции всему миру»
Евгений Синичкин
Антироман-матрёшка «Эра антилопы, несущейся в спорткаре по сверхскоростному шоссе (часть первая)»
Виталий Семёнов
Рассказ «Тавро 150168»
Деян Стоилькович
Рассказ «Нет храбрости»
Дмитрий Москвичёв
Повесть «Ю.»
Владимир Соколов
Документальная повесть «Записки провинциального редактора. 2008 год с переходом на 2009»
Денис Коркин
Рассказ «Вторая попытка»

Новости

30 декабря
Купите свежий номер журнала «Новая Литература»!

Поступил в продажу ноябрьский номер нашего журнала за 2017 год. Его объём составил 424 страницы. Приобщайтесь к миру Новой литературы!


Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года

24 декабря
Редакция «Новой Литературы»

Голосование редакции НЛ. Название фотографии: «Душа поэта-стихия чувств…». Автор фотографии: Ольга Сотнякова. Источник изображения: http://www.photosight.ru/photos/4989534/
Произведения, которые рассматриваются в течение недели с 24.12.2017 по 31.12.2017.

17 декабря
Редакция «Новой Литературы»

Голосование редакции НЛ. Название фотографии: «Душа поэта-стихия чувств…». Автор фотографии: Ольга Сотнякова. Источник изображения: http://www.photosight.ru/photos/4989534/
Произведения, которые рассматриваются в течение недели с 17.12.2017 по 24.12.2017.

Архив новостей


10 самых читаемых произведений журнала «Новая Литература» в ноябре 2017 года (по результатам Рейтинга Top.Mail.ru):

1 (224 читателя в месяц).
Николай Пантелеев. Фразеологический кукан 4 (критическая заметка)

2 (182 читателя в месяц).
Венечка Пономарь. Темнота (рассказ) (Впервые в рейтинге!)

3 (177 читателей в месяц).
Юлий Максимов. Дракон, или Ответ на «Тварь» Лачина (рецензия) (Впервые в рейтинге!)

4 (161 читатель в месяц).
Владимир Абрамсон. Прекраснодушный (рассказ)

5 (158 читателей в месяц).
Ирина Ногина. Май, месть, мистерия, мажоры и миноры (роман)

6 (145 читателей в месяц).
Анна Финчем. Прикладная метафизика (рассказ) (Впервые в рейтинге!)

7 (134 читателей в месяц).
Сколько стоит человек Учёные, влюбленные в Августа Шлёцера. Часть I. Откровенно об историках (статья)

8 (131 читатель в месяц).
Записки о языке. Как русская буква "Ф" стала иностранкой (статья)

9 (129 читателей в месяц).
Павел Шкарин. Куб (роман)

10 (127 читателей в месяц).
Анна Финчем. Одиночество ей к лицу (рассказ) (Впервые в рейтинге!)


10 самых популярных авторов журнала «Новая Литература» в ноябре 2017 года
(по данным счетчика liveinternet.ru):

1 (44 читателя в день).
Лачин

2 (26 читателей в день).
Юрий Гундарев

3 (22 читателя в день).
Павел Шкарин

4 (19 читателей в день).
Ирина Ногина

5 (17 читателей в день).
Юлий Максимов (Впервые в рейтинге!)

6 (15 читателей в день).
Роман Оленев

7 (12 читателей в день).
Анна Финчем (Впервые в рейтинге!)

8 (12 читателей в день).
Александр Левковский

9 (11 читателей в день).
Владимир Абрамсон

10 (11 читателей в день).
Александр Либиэр

Рейтинг рубрик журнала «Новая Литература» в ноябре 2017 года (по данным счетчика liveinternet.ru):

1 (24932 читателя в месяц).
Форум

2 (3084 читателей в месяц).
Рассказы

3 (1,241читатель в месяц).
Записки о языке

4 (330 читателей в месяц).
Сколько стоит человек

5 (329 читателей в месяц).
Художественный смысл

6 (294 читателей в месяц).
Все номера журнала «Новая Литература» с 2015 года

7 (192 читателя в месяц).
Поэзия

8 (128 читателей в месяц).
Повести, романы

9 (111 читателей в месяц).
Россия глазами Запада

10 (102 читателя в месяц).
Малая художественная проза

Архив рейтингов

 

Обсудить новость!

Архив рубрик:

«Анекдоты в картинках»

«Стоп-кадр»

«Нобелевская премия»

«Грехи писателей»

Критические обзоры Елены Зайцевой

Критические обзоры Анастасии Бабичевой

Критические обзоры Игоря Солнцева

Старая версия сайта доступна по адресу:

Old.NewLit.ru

"Новая Литература" на бумаге: философско-литературный журнал
 


Вас помнят здесь, читая ваши строки...

Михаил Вишняков

Виктор Герасин

Геннадий Головатый

Виктор Домбровский

Виктор Дронников

Фазиль Искандер

Яна Кандова

Светлана Пичугина

Борис Ракович

Алексей Сомов

Николай Толмачев

Ян Торчинский

Умберто Эко

Критика [254]
Малая художественная проза [210]
Переводы поэзии [24]
Переводы прозы [31]
Публицистика [230]
Рассказы [1489]
Сценарии [8]
Философия, наука [55]
Драматургия [48]
Повести, романы [226]
Галерея [141]
Поэзия [711]
Другие жанры [361]
Все жанры [3788]

Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.
Сейчас собираем на публикацию:
09.01: Художественный смысл. Готфрик графоман или не графоман (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:
В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.
Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»
Готовится к публикации:
(дата публикации может измениться)

(ещё не собрано) 14.01: Игорь Литвиненко. Похищение метафоры. Счастье и несчастье Юрия Олеши (эссе)
(ещё не собрано) 13.01 Владимир Положенцев. Натюрморт с закуской (рассказ)
(ещё не собрано) 11.01: Андрей Ямшанов. Плен (рассказ)
(ещё не собрано) 12.01: Художественный смысл. Попробовать, что ли.. (критическая статья)
(ещё не собрано) 10.01: Записки о языке. Дмитрий Муравкин. В трёх словах (статья)
Собираем сейчас: 09.01: Художественный смысл. Готфрик графоман или не графоман (критическая статья)

 


Свежие рекламные публикации на нашем сайте:

Полезные статьи

Информационные материалы

Квесты Компас - статья, обзор
У московской компании "Компас" вы найдете массу увлекательных квестов, которые не оставят равнодушными взрослых и детей.

Переселяемся за город: практичный подход
В России постепенно растёт число горожан, готовых переселиться на постоянное жительство в сельскую местность.

Отопление и теплый пол в квартире
На сайте https://montag-expert.ru/ представлены услуги квалифицированной компании работающей в строительной отрасли.

BWorld – участник рынка, которого стоит знать в лицо
Трейдинг может быть одновременно безопасным и эффективным. Не верите? Спросите у клиентов компании BWorld.

Huawei Mate 10 Pro: последний флагман уходящего года
Huawei – компания, которая последней одна из последних презентовала публике свой флагман в уходящем году. Представленный Mate 10 Pro получился настолько удачным, что он затмил своих главных оппонентов от Samsung и Iphone. Однако обо всем по порядку.

Валютный калькулятор – удобный инструмент для фрилансера
Реферат – это распространенная академическая работа, которая позволяет не только проверить знания и аналитические способности студента.

Особенности обработки рефератов из Интернета
Реферат – это распространенная академическая работа, которая позволяет не только проверить знания и аналитические способности студента.

Стабилизированная роза - Новинка на рынке
А с чем у вас ассоциируются цветы? С романтикой, томными вечерами, классической музыкой, быть может.

Квартира или частный дом: что выбрать при покупке недвижимости?
Как в любой библиотеке найдётся широкий выбор литературных журналов, так и на территории почти любого российского города есть частная застройка. Поэтому вопрос о том, где лучше жить, в отдельном доме или в многоквартирном, актуален для любого горожанина, задумавшегося о покупке недвижимости.

Репетиторы по литературе на Репетируем.ру и других порталах стоят недёшево. Что делать?
Почему услуги репетитора по литературе так дороги?

30 декабря

Сергей Жуковский

Выстужен осенью.

Жиру
не до мне.

Завтрак – на ужин.

День стал короче.

Но – шире.

Ночи – длиннее.

Но – уже.

Ябри – свинцовы да мокры.

Холодно хлюпает сердце.

Жизни осталось не много.

Вдоволь пребудет бессмертья.

Призрачны райские кущи
с адовым пеклом кипящим.

День стал не долог.

Но – гуще.

Ночь – бесконечна.

И – чаще.

Лезвия утр острее
режут рассветные толщи.

Дни умирают быстрее.

Вечностью полнятся ночи.

Море небес – подо мною.

Над головою – безбрежность.

Осень воскреснет.

Зимою.

Свежей.

Искрящейся.

Снежной…

29 декабря

Игорь Литвиненко

...– Почему они погибли?

– По глупости. Они поднялись на высокую гору, чтобы стать как можно ближе к солнцу... И солнце сожгло их.

– Сожгло? – прищуриваясь, переспросил Агесандр.

– Да, – повторил Формен. – Сожгло солнце. Они сгорели в его лучах.

– А ты? – Агесандр ещё больше сощурился. – Почему ты не сгорел вместе с ними?

– Потому что меня там не было. Я не пошёл с ними на эту проклятую гору. – Формен заговорил торопливо, с каким-то неудовольствием. – Они оставили меня внизу. Сторожить вещи. А сами ушли в гору, все ушли...

– Сторожить вещи? От кого сторожить?

– Ну... мало ли.

Агесандр недоверчиво поджал губы и несколько секунд разглядывал в упор Кона Формена. Потом тяжело откинулся на подушки и отвернулся.

– Ты врёшь, – сказал он.

Воздух над морем загустел ещё больше. Агесандру захотелось узнать, как называется этот цвет. Но он не стал спрашивать. Он ждал, когда Кон Формен встанет и уйдёт. Он уже не думал о Формене, он думал о себе и о том, что будет завтра... Надо стерпеть унижение, надо выдержать... Когда разъярённая толпа станет кричать грязную брань, а с балкона Общественной Ратуши кто-нибудь из членов Великого Кворума провозгласит тираду вечного проклятия и приговор отлучения...

– Почему ты не веришь? – прозвучал в тишине хриплый голос. – Ты первый, кто не поверил моему вранью.

– Когда говорил, ты прятал глаза.

– Сам же просил не смотреть в твою сторону.

– Не имеет значения. Кроме того, в одном месте ты допустил оплошность. Сказал, что очевидцы живут в горах, а потом поправился – жили.

– Да, ты прав.

– Но это не главное. С первой минуты я понял, то ты будешь врать.

– Это почему?

– Потому что... у тебя такое лицо.

– Может быть, – согласился Формен. – Слепцы не видели моего лица, их я легко сумел обмануть. А тебя не проведёшь.

– За эту ложь ты купил себе место в Обществе? Верно я понял?

– Да, верно! Ты догадлив, чёрт возьми. – Формен побагровел. – Я прожил с очевидцами ровно шесть месяцев, а потом пришёл к великому Кворуму и сказал, что ненавижу солнце и раскаиваюсь, раскаиваюсь, раскаиваюсь... – он уронил лицо в ладони и умолк, переживая своё давнее унижение.

– Почему ты покинул их?

Формен вскинул искажённое гримасой лицо.

– Почему я ушёл? Ты хочешь знать?

– Хотелось бы, – тихо сказал Агесандр. – Только без вранья. Если можешь, конечно.

– Ладно, скажу...

28 декабря

NoMad (новый автор)

...Предваряя дальнейшее повествование, остановлюсь на японцах. Они всё же точно скорее киборги, а не люди. Каждый имеет свою чёткую программу, исполняемую безукоризненно. Учись, Билли Микрософтов, это тебе не форточки и не MS Office! Но любая внештатная ситуация немедленно приводит к полному изумлению, переходящему в ступор. Иностранцы (наши соотечественники особливо) вызывают его наиболее часто. Хотя не совсем так – вернее будет написать: только иностранцы такие реакции и вызывают. Думаю, это причина, отчего японцы сторонятся мирового мейнстрима в области развития туризма. Большинство киборгов заточены под очень простой набор операций: уборка помещений или разноска подносов, поселение в номер и т. д. Но в том-то и причина их достижений, что операции сии выполняются изо дня в день на протяжении многих лет с одинаковым качеством, без уходов в запой, философских размышлений о месте Японии в геополитике, её исторической миссии и т. п. Замечу, что у наших это, как правило, комбинация «запой плюс раздумья». И потому все их достижения – не результат их недюжинного ума и таланта, а труд, труд и ещё раз труд. Это не хорошо и не плохо – это просто есть. Все вопросы вне программы, как правило, вызывают длительное зависание организма в нирване, потому японцы и могут наблюдать ветку сакуры часами или на чайной церемонии без конца отхлебывать чай, закрывая глаза и раскачиваясь по 10 минут каждый раз. А мы, европейцы, две минуты посмотрели, и вперёд, к дальнейшим победам. Видно, первый японец, заметивший сакуру, просто впал в ступор, а создателям киборгов-японоидов это показалось прикольно, и программа «Созерцание ветки сакуры» была прописана в ПЗУ каждого японца.

Однако вернёмся к создателям, так сказать, программерам, прописывающим софт в головах наших желтолицых братьев. Кто они? Этот вопрос мучил меня, пока я был в Японии, даже по ночам. Я просыпался мокрый и орал на постели: «Мама!». Загадка не решена до сих пор, и после общения с рядом бонз их корпораций точно уверен – это не они. Может, кукловоды японцев сидят на верхних этажах небоскрёбов и косят под обычных клерков? Или это их коты? Есть версия, что создатели цивилизации улетели к звёздам, а ряд киборгов просто забыли, оставили за ненадобностью, как мы оставляем при переезде старую стиральную машину. Всё это лишь догадки – ты, дорогой читатель, имеешь возможность самостоятельно поломать голову над этим ребусом, рассматривая все дальнейшие мои похождения в Стране восходящего солнца и неутомимых роботов как некую описательную базу для поиска решения...

28 декабря

Художественный смысл

...В 1848 была всеевропейская революция. Она потерпела поражение. Лист на революцию обиделся. Счёл её бесовским происком. И стал дьявольское ненавидеть. Что шло в разрез с общей тенденцией. Из возбуждения выдыхающейся революционности родилась «Эстетика эффектов <…> эпохи упадочного романтизма» (Алленов. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии». Советское искусствознание ’79, 1.М., 1980). И Лист над нею издевался. Его идеалом стало что-то прохристианское с верой в сверхбудущее благо всем (это при кризисе-то христианства в то время позитивизма). Это экстремизм и тупик – можно пребывать в таком состоянии долго.

По другим источникам, он принял сан в 1865 году. Это замедляет его реакцию на поражение революции. Но я думаю, что с такой инерцией можно смириться.

«…если внимательно вчитаться в его письма, можно увидеть его придворную жизнь совсем в неожиданном свете, как некий странный подвиг отречения» (Ветлугина).

А когда началась его придворная жизнь? – «Веймарский период его жизни (1848–1861)» (Асафьев). – Сразу после революции.

«Лист принимает своё блестящее оперение светского льва со смирением, как рабочую одежду, теперь он умеет играть комедию. Чем дальше он живёт, тем более точен: ему нужно внимание света – он получает его. Оно дает ему власть совершать поступки, соответствующие размаху его души. Когда-то в юности он, поняв, что является игрушкой для состоятельных господ, отплатил им той же монетой: он поставил ряд психологических экспериментов над ними. Например, им было установлено, что огрубление чрезмерно возвышенных образцов музыкальной классики путем сверхзвукового ускорения неизбежно приводит к аплодисментам. Этим, кстати, он более чем на сто лет опередил деятелей масскультуры, «модернизирующих» с помощью ударных Лунную сонату Бетховена. Но Листу подобные идеи кажутся столь же абсурдными, «как если бы какой-нибудь строитель вздумал увенчать коринфскими капителями колонны египетского храма» (Ветлугина).

То есть его виртуозность – это издевательство над непонимающими слушателями...

Соломон Воложин

27 декабря

Иннокентий Барскоф (новый автор)

...Один из хахалей маман был каким-то странным. Он пришёл на следующий день после любовных утех, когда дома никого не было, а Вася только вернулся с занятий. Дядя Валера, так он представился пацану. Вася как раз уплетал невкусные харчи, оставленные заботливой родительницей. Матери дома не было, видимо, пила где-то. Дядя Валера помог Васе с домашкой, они даже поиграли в войнушку во дворе. Он рассказал пацану историй, смешных и поучительных. Темнело, а родителей всё не было.

– Эх, Васька, посижу я, наверное, ещё с тобой, а то боязно мне тебя одного оставлять, – подмигнув, сказал дядя Валера.

– Я уже большой, – буркнул Вася.

– Это конечно, – потрепав по голове мальчишку, согласился он. – Но всё ж посижу, ну отец-то точно должен вернуться.

Вася в растерянности пожал плечами, углубившись в чтение, тогда он любил всякую научно-фантастическую литературу.

– Ух ты. Чего читаешь, голова! – восторженно произнёс дядя Валера, а на стол он внезапно поставил пузырь самогона.

Вася напрягся.

– Небось, не пробовал, – загадочно ухмыльнулся дядя Валера. – Ну так чего бы не попробовать, – ставя гранёный стакан перед мальцом, произнёс он.

– Мне не-е-ельзя, – заикаясь произнёс мальчик, – я маленький ещё.

– Какой же ты маленький, – возразил Валера, – ты вон лоб какой здоровый, тебе уже можно.

Он как-то странно провёл по бедру Васи рукой, остановившись у ремня форменных брюк. Вася ошарашенно глядел на него.

– Ты это, не стесняйся, – не отставал мужик, – пробуй!

Перед пацаном стоял до краёв наполненный самогоном стакан. Со страху пацан хлебнул, сделав слишком большой глоток, и на секунду ему показалось, что он ослеп.

– Ох, ты ж, брат, – послышалось на этом фоне. – Ну ничего, научу ещё тебя пить, давай ещё глоток, ну-ну… хорошо пошла.

Дядя Валера захлопал в ладоши, а потом его рука уцепилась за ремень мальчишеских брюк. Вася уже был в полудрёме...

26 декабря

Роман Рязанов

...Когда мне было лет шестнадцать, мы с дядей в очередной раз отправились в дорогу вместе с новым караваном, и путь наш лежал через пороги Амударьи… Слышали ли вы, почтенные гости, что такое Пули-Зиндан? Нет… ну так я скажу вам, что много лет назад на левом берегу Амударьи, возвышенном и каменистом, там, где кончается Каршинская степь и начинается пустыня Каракум, поселились лихие йигиты, промышлявшие грабежами караванов, что вынуждены были переправляться через Амударью в тех местах. Награбленное добро разбойники забирали себе, а богатых путешественников захватывали и держали в скалах на берегу реки, до тех пор, пока их друзья или родные не вносили выкуп за несчастных. Пещеры же, где томились узники, стали называть Мост-к-Тюрьме – Пули-Зиндан. Падишах Бабур, да напоит его душу на том свете архангел Джабраил водой из райского источника Каусара, истребил многих из этих разбойников и сделал переправу через Амударью безопасной, вот почему страх перед грабителями стёрся из вашей памяти. Но тогда эти разбойники были просто погибелью для караванщиков и для всех тех, кто решился переправиться через Амударью. Надо ли говорить, уважаемые, что и наш караван сделался лёгкой добычей разбойников, все наши спутники нашли свою могилу в бурных водах реки, а мы с дядей Юсифом стали узниками в пещерах Пули-Зиндана, выдолбленных в известняковых скалах. И, как водится, разбойники потребовали выкуп. Дядя Юсиф написал слёзное письмо своей жене Зейнаб, чтобы она собрала деньги. Разбойники, имевшие везде своих людей, передали это письмо в Бухару, и мы стали ждать гонца с деньгами. Но дни миновали за днями, и многие уже наши товарищи по несчастью покинули ненавистное всем место заточения, а мы с дядей продолжали ждать в пещере за решёткой под неусыпным оком наших разбойных стражей...

25 декабря

Нина Кунащи (новый автор)

...В душе темнеет, как в окне вечернем,
Слова не могут ничего прибавить.
Тень не узнать, но было бы неверно
Её одну злопамятно оставить.
Пусть жмётся в угол невидимкой-мышкой
И сквозь неё легко проходит взгляд.
А та, что столько раз бывала лишней –
О ней одной отныне говорят.
Год Синей Мыши навостряет ушки –
Проворство, заготовленное впрок.
Но до сих пор не позабыл игрушки
На дерзость отозвавшийся зверок...

25 декабря

Художественный смысл

Вы знаете, что такое перфекционизм? – Это убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме – это убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем. – Так что можете считать меня патологическим субъектом. – В чём дело? – Вот в чём. Как это ни ужасно осознавать и как в этом ни некрасиво признаваться, я чувствую себя единственным искусствоведом, который применяет верную теорию, что такое художественность. Вот так. Ни много ни мало. Можете прекращать чтение, если не верите, что такое возможно с человеком, не рехнувшимся от самомнения. Выжимка этой теории состоит в том, что художественность – это след в «тексте» подсознательного идеала автора, который воспринимается подсознанием восприемника. И у последнего лишь редко, в порядке озарения и в акте последействия искусства случается озарение, переводящее воспринятое подсознанием в сознание (в слова). Пока же озарения не случилось – смутное ЧТО-ТО переживается. И ощущаешь беспокойство, оттого, что ЧТО-ТО не поддаётся словесному выражению.

Эксперимент: вот почувствуете вы ЧТО-ТО в финале романа «Время, вперёд!» (1931-1932) Катаева (если вас предупредить, что роман об одном дне на стройке Магнитогорского металлургического комбината, в течение которого бригада бетонщиков, соревнуясь со строителями других легендарных великих строек первой пятилетки: Харьковского {306 замесов в смену} и Челябинского {504} тракторных заводов, – ставит мировой рекорд {429} скорости укладки бетона; и Ищенко – бригадир-рекордсмен, а Маргулиес – инженер, сведениями обеспечивший качество {качество после укладки и семидневного застывания бетона определяется под прессом при сжатии бетонного кубического образца, сделанного из замесов такой-то скорости}; было трудно, с форс-мажорами, и отвлекало от быта: жена Ищенко, Феня, рожала, а Шуре и Маргулиесу не доходило до сознания, что они любят друг друга, а Маргулиес ещё и почти не ел и не спал {в начале романа будильник в половине седьмого Маргулиеса не будил – тот его опережал на полчаса}; и все кругом в этот день едва ли не только рекордом и живут, даже санитарка в роддоме в курсе; рекорд не продержался и суток)...

Соломон Воложин

25 декабря

Русская миссия

Сообщение СМИ от 23 декабря 2017 г.: Израильские ВВС атаковали одну из позиций сирийских правительственных сил. Известие достаточно рядовое, но, как ни парадоксально, тем и ценное. Отметим это и попробуем сложить пазл ближневосточной мозаики, опираясь ещё на одно событие, произошедшее на два дня раньше, когда Генассамблея ООН проголосовала резолюцию о признании Иерусалима столицей Израиля с результатом: Гватемала, Гондурас, Израиль, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Палау, США и Того – за признание, против – 128 стран-членов ООН.

С учётом микроскопических (в буквальном смысле слова) квазигосударственных образований, типа Микронезии, Маршалловых островов, Науру и Палау, вместе способных легко поместиться в пару многоквартирных московских домов, прецедент выглядит анекдотично-смешным и, одновременно, вполне ожидаемым, ибо такого не просчитанного авантюризма никогда не наблюдалось ни за одним значимым игроком, мало-мальски способным на элементарный анализ последствий своих инициатив. Тем не менее, пытаться объяснять случившееся только лишь не просчитанным авантюризмом Трампа было бы слишком наивно, посему попробуем копнуть поглубже, дабы поискать ключ к разгадке главной мотивации, на которую, возможно, удастся нанизать многие события, в том числе и, казалось бы, вообще не имеющие отношения к Ближнему Востоку...

Александр Дубровский

24 декабря

Сколько стоит человек

...За 9 лет, прошедших со времени выпуска «Гордон Кихот», Михаилу Задорнову пришлось выслушать немало оскорблений в свой адрес, начиная с болванчика-студента филфака вкупе с журналистами «Эха Москвы» и до вполне именитых языковедов, которых мы уже не преминули упомянуть добрым словом. Научная критика в отношении корня Ра таким образом приняла к моменту необратимой болезни великого сатирика размеры вселенной, буквально заполонив собой ресурсы интернет-сети, создавая из личности Михаила Николаевича образ проходимца и шарлатана, влезшего не в свои сани. Ведь что произошло? Лингвисты в ответ на неожиданные для них этимологии Задорнова единым братским порывом бросились защищать свои цеховые интересы, опровергать и нещадно оскорблять чистосердечного сатирика, указывая ему на его дилетантство и полное отсутствие здравого научного смысла. Поступили точно так же, как в своё время и с историческими изысканиями Анатолия Фоменко. Мы уже приводили примеры таких высказываний, и теперь каждый читающий наше расследование может дать им свою цену.

Лингвисты и историки никогда не сдают своих завоёванных позиций добровольно, какими бы абсурдными они ни оказывались. Даже если бы у Задорнова были все требуемые сугубо научные свидетельства «природного Ра», учёные все равно объявили бы их несуразными и антинаучными. Ибо, что считать наукой, а что не считать, определяют сегодня они сами, и никто больше им не авторитет. Кулуарное суждение такого академического сообщества подменяет собой любые новые свидетельства и находки, идущие вразрез сложившейся порочной традиции, отсеиваются любые обнаруживаемые языковые несоответствия, зато признаются всегда свои собственные, пусть и ложные по сути, но хорошо отвечающие устоявшимся взглядам цеховых интересов и потребы, которые и называются – научные. И не важно, что какие-то внешние независимые расследования частично или полностью опровергают замшелые доводы учёных, важно, чтобы наука не была потревожена извне, чтобы имела гарантированную защиту от государства и авторитет в обществе.

Конечно, мы не стремимся подменить собой учёного брата, его глубокие познания предмета. Нам не угнаться за его эрудицией и специальными материями, которым он обучен в университетах. В наших исследованиях и паракриминальных расследованиях мы не прыгаем выше головы, но лишь опираемся на адекватный научный подход, строящийся на здравомыслии и весьма добротной выборке и статистике, а отнюдь не на конъюнктуре или потребе дня. Это наша позиция, впрочем, присущая всякому нормальному серьёзному исследовательскому направлению. Но ведь лингвистика сегодня – это есть отражение самой идеологической иконы, прививаемой нашему обществу в последние 400 лет, а почти все нынешние историки и языковеды – это наследники своих одиозных предшественников, «петавиусов и шлёцеров», въехавших на виртуальном белом коне в Питерскую альма-матер, и бесцеремонно переписавших поворотные углы русских летописей под патронажем Великой императрицы. Такие учёные не терпят открытой полемики, ведь тогда ото обратит внимание уже тысяч и миллионом зрителей! Как говаривал двоюродный брат того самого любимого историками Фукидида – бежит, значит боится.

Удивительно, что сам Задорнов в своих этимологических поисках делал серьёзные попытки опоры на традиционную науку, как на важный с его точки зрения доказательный момент, считая, что такой реверанс в чём-то убедит нашего учёного брата-шлёцероида. На самом же деле, такой подход – это замкнутый круг. Ибо современный учёный – это не только приспособленец по жизни, но и подневольный защитник своих цеховых взглядов, согласующихся с ложно-соподчинённой традицией, от благополучного состояния которых зависит и его собственное благополучие. Как говаривал в узких кругах первый научный секретарь главного заместителя Торквемады, если уж тебя зачали в католической стране, то ты и сдохнешь католиком. Это и есть тот мотивационный репер, раскрывающий модель неадекватного поведения того или иного специалиста, которая пуще прочего проявляет себя в моменты наибольшей угрозы репутации или самого его существования.

Вот и вышло, что из всех защитников Задорнова, единственным был нахрипевший на учёных балагур и маргинал Никита Джигурда: «А Иисус Христос нигде не издавался, и его за это распяли! Его распяли такие, как вы, книжники и фарисеи!». Среди книжников и фарисеев, в дьяконских очках, виделся Никите не только Андрей Кураев, но те учёные, которые по призванию своему должны были не осквернять, а защищать Задорнова, помогать ему в его поисках.

За минувшие годы (2008-2017) к критике всё чаще подключались и рядовые читатели, и молодые специалисты‑языковеды. Их много на различных любительских, общеязыковых и специализированных форумах (Ответы.маил.ру, Большой вопрос), на авторских страницах рунета и в видео-материалах, и все они, как правило, только осуждают Задорнова. А осуждают не потому, что понимают, но потому, что так говорит наука в лице учёных. Пишут такие пошлости, что лучше бы вообще не родиться, лишь бы не знать о существовании и России, и её человеколюбивых граждан. А вот известный языковой ресурс Лингвофорум любые вопросы по морфеме Ра просто блокирует. Без объяснений и «права на помилование». Тут возможно одно из двух – либо модераторы что-то там уже почувствовали неладное «за эту проблематику», либо же, в силу профессионального невежества, их банально достала «ложная» фрико-идея великого сатирика. Да и сознаться в своей многолетней глупости не каждому захочется, тем более, спецам языка и СИЯ, какими себя считают завсегдатаи и модераторы Лингвофорума. В любом случае, всякому безобразию приходит конец, и как бы языковеды всех мастей ни прятались по щелям, собственными же проблемами их когда-нибудь всё равно накроет. Теперь уже недолго.

Фёдор Избушкин


Архив публикаций: 2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018 
При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru
Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература»
e-mail для авторов и заказчиков текстов:
тел. для меценатов и рекламодателей: +7 960 732 0000, ICQ: 64244880

дизайн и разработка сайта —
Студия веб дизайна VMDESIGN.RU

Реклама | Отзывы

Источник: http://newlit.ru/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Новая Литература Литературно-художественный Стих о весне лирика

Проза для детей пантелеев Проза для детей пантелеев Проза для детей пантелеев Проза для детей пантелеев Проза для детей пантелеев Проза для детей пантелеев